+7 (495) 962-82-42

13 февраля, 2019

Управление требованиями в ИТ-Проектах

Авторы:

Сергей Ляпин

В больших проектно-ориентированных организациях и системной инженерии формализация требований к характеристикам продукции, к результатам работ, услуг занимает особое место. Проект подобен самолету, который не взлетит, если приоритетные требования при его проектировании будут формировать специалисты по интерьеру, а не специалисты по авионике и аэродинамике.

Проектная деятельность всегда ведется в условиях ограничений – бюджет, сроки и результат, и каждое новое требование, которое выдвигается в ходе работ является дополнительным риском, который надо оценивать, прежде чем выполнять. Большие ИТпроекты – это большие риски. Системный ландшафт может затрагивать десятки смежных систем и сотни пользователей с разными ролевыми функциями. У каждого из них свой жизненный цикл, свои приоритеты и интересы. Поэтому проект и проектная деятельность должны быть подобны локомотиву, который едет к цели, невзирая на человеческий фактор. Личностный фактор и внешние обстоятельства нет необходимости игнорировать, ибо они тоже могут влиять на цель проекта, но ими надо управлять.

Управление требованиями в ИТ-проектах занимает ключевое место, так как является прямым механизмом, направленным на достижение ключевых показателей проекта и удовлетворение ожиданий заказчика, а в рабочем процессе позволяет правильно структурировать и приоритезировать работы. Неправильное или недостаточное управление требованиями, как правило, приводит к неудовлетворительным результатам проекта или вовсе к неудаче, что изложено практически во всех методиках по проектному управлению. Например, PMI (Project Management Institute) прямо связывает неудачу в половине проектных кейсов именно с плохим управлением требованиями.

Под плохим управлением требованиями понимаются, как правило:

  • Отсутствие формализации требований и их документированности
  • Отсутствие предварительного взаимного анализа требований на реализуемость и их влияния на цену и сроки проекта
  • Отсутствие приоритизации требований, исходя из целей и задач проекта
  • Отсутствие должного контроля за исполнением требований
  • Отсутствие контроля за внесением изменений в требования и влиянием этих изменений на проект

Эти прецеденты приводят к значительным проектным рискам: затягиванию работ по проекту ввиду отсутствия общего видения результатов проекта, значительному увеличению количества запросов на изменение и проектных модификаций. Несогласованность между заказчиком и исполнителем приводит к снижению ожиданий заказчика и к потере удовлетворенности от результатов проекта, вплоть до отказа от приемки выполненных работ.

Для управления требованиями первое, что необходимо сделать – это их описать и проанализировать. Для этого в индустрии появился целый класс программ, называемых информационными системами управления требованиями (ИСУТ). ИСУТ является системой, которая связывает ключевых пользователей, функциональных заказчиков, лиц, входящих в круг исполнителей по проектам создания и модернизации ИС с окружением, мотивированным на достижение положительного результата в проектах. Цель управления требованиями состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворение бизнес-заказчика проекта и управлять его ожиданиями, а также ожиданиями всех лиц, кто причастен прямо или косвенно к проектной деятельности.

Современная система управления требованиями – как правило, комплексная, интегрированная информационная система, обеспечивающая следующие задачи по управлению бизнес-требованиями как единый непрерывный процесс на протяжении всего проекта разработки ПО, его внедрения и сопровождения:

  • Идентификацию и документирование требований
  • Анализ требований
  • Приоритезация требований
  • Согласование требований
  • Отслеживание исполнения требований
  • Уведомление участников по требованиям
  • Контроль внесения изменений в требования
  • Трассировку требований
  • Архивирование требований

Таким образом, управление требованиями начинается с выявления, документирования и анализа целей и ограничений клиента в виде формализованных требований. После этого происходит согласование требований, что подразумевает общение между проектной командой и заинтересованными лицами с целью утверждения вариантов требований и их корректировки на протяжении всего проекта, достигая баланса между объемом требований и ценой их реализации в сроках и стоимости. До утверждения требований производится анализ их осуществимости, после чего формируется бюджет и график реализации требований. По результатам утверждения требований может автоматизированно готовиться спецификация требований как приложение к проектной документации. Этот документ важен для предотвращения расползания границ проекта и минимизации изменений в ходе реализации.

Отслеживаемость требований необходима для уведомления заинтересованных участников об их выполнении и влияния требований на другие требования и связанные с ним изменения, вносимые в проект.

ИСУТ не является замкнутой автономной системой. Помимо основных задач по управлению требованиями, современные продукты позволяют решать множество побочных задач в рамках единого информационного пространства со средствами моделирования, автоматизации проектной деятельности и управления жизненным циклом продукта (ALM).

  • Связывать требования с визуальными моделями процессов и компонентов ИС
  • Дополнять требования примерами использования для лучшего понимания
  • Генерировать спецификации требований для проектов по шаблонам


Добавить комментарий

Зачем нужен таможенный брокер